[Груз. ნიკორწმინდის ეპარჟია] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (в 1534-1822 в составе Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ; восстановлена в 1917), с кафедрой Никорцминдского архиерея (никорцминдели, николаосцминдели) в мон-ре Никорцминда.
Н. е. включала в себя всю территорию грузинской исторической пров. Рача. Ее юго-зап. и юго-вост. границы проходили «по [селу] Накалоеби по эту сторону горы Окриби и по ту сторону горы Мухури», сев. и сев.-вост. границы - через села «Квешелва, Эрцо, Саджваре, Двалети по ту сторону горы, а также деревни Гебса и Глола» (Грамота 1544 г. царя Имерети Баграта III (1510-1565) // Какабадзе. 1912. С. 8). С запада граница проходила по р. Аскисцкали. Границы епархии не менялись, в XVIII в. груз. историк царевич Вахушти Багратиони писал: «Вверху от Хотеви воды его реки проходят через Агарское ущелье. Над этим ущельем есть Николацминда, купольная церковь, добротно выстроенная. Сидит там епископ, наставник Глолы и всей области Рача внизу от Глолы» (Вахушти Багратиони. 1973. С. 764). Н. е. принадлежали селения и за пределами епархии: в частности, в источниках упоминается дер. Рцхилати в Аргвети, к-рую вместе с жителями, представителями семей Габисадзе, Чапидзе и Гамезардашвили, пожертвовал Н. е. царь Имерети Баграт III (Какабадзе. 1912. С. 10).
После распада в 60-х гг. XV в. единой Грузии на 3 царства и неск. княжеств нек-рые феодалы для расширения своих владений предприняли захват церковных земель. Т. о. в их руках оказалась часть территорий, принадлежавших Кутаисской епархии, распространявшей свою юрисдикцию на царство Имерети, в частности на груз. исторические провинции Имерети и Рача. Кутаисский архиерей не мог противодействовать захвату земель, поэтому молодой и энергичный царь Имерети Баграт III с целью защиты церковных владений и для обеспечения себе политической опоры в лице Церкви после соглашения с католикосом-патриархом Зап. Грузии (Абхазским) Малахией I (Абашидзе) решил основать в Имерети новые кафедры. В 1529 г. из Кутаисской епархии были выделены Гелатская и Хонская епархии, в 1534 г.- Н. е.
Сведения об основании Н. е. содержатся в приписке 1548 г. к Никорцминдской грамоте (1070-1080), представляющей собой отчет настоятеля монастыря Никорцминда о приобретенном имуществе и о пожертвованиях. Работу по поручению первого архиерея епархии - еп. Никорцминдского Мануила (Чхетидзе) - осуществил мон. Марк, его приписка на л. 2 выполнена письмом нусхури: «Венчанный Богом царь Баграт обновил и построил церковь во славу и во имя святого отца, настоятеля Николая... Так монастырь стал епископством; а меня, недостойного и грешного Мануила, назначили управляющим (Никорцминдской епархией.- Авт.) и епископом и передали доход Рачи и населенные пункты со своими установленными законными границами. Входящие в епархию пашенные, охотничьи, рыбные, пастбищные угодья, леса и поля, горы и равнины принадлежали царю; и он пожертвовал их церкви имени св. Николая» (Какабадзе. 1912. С. 6). С. Н. Какабадзе при публикации данного документа отметил, что груз. буквы, которыми была обозначена дата, плохо читаются, и поставил под сомнение датировку приписки.
Об основании Н. е. говорилось также в несохранившейся Никорцминдской грамоте, выданной храму Никорцминда царем Багратом III в 1544 г. (опубл. Ф. Жорданией и Какабадзе) и написанной Г. Абашидзе: «Мы (Баграт III и его супруга царица Елена.- Авт.)... пожелали и усердствовали, и приложили руку к восстановлению ослабленного монастыря Никорцминда, и создали церковь и епископство. И утвердили святого Богоносца Мануила и передали ему приход [паству] и пожертвования... всю область Рача... все расходы и церковные повинности этого края и поселений полностью передаются святому архиерею Никорцминдскому епископу» (Какабадзе. 1912. С. 8). Какабадзе датировал грамоту 1544 г., Жордания - 1534 г., что считается более обоснованным. В документе вызывает сомнение фраза: «Индиктиона четвертого царствования нашего» - известно, что Баграт III взошел на трон Имерети в 1510 г. и 4-м годом его правления должен быть 1514-й. По мнению Жордании, это место следует читать как: «Индиктиона двадцать четвертого» (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 379-380).
Очевидно, никорцминдели Мануил, упомянутый в документах, и еп. Мануил (Чхетидзе), в 1529 г. возведенный на кафедру Хонской епархии,- одно лицо. Существует также предположение о том, что до того, как занять Хонскую кафедру, Мануил был епископом Кутаисским (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 233). После Никорцминдской кафедры еп. Мануил занял Ацкурскую: в одной из рукописей, хранящихся в мон-ре Никорцминда, указано: «Во славу Маноэла Чхетидзе Мацкуерского, да простит Господь им их прегрешения» (Такаишвили. 1939. С. 5; Амвросий (Хелая). 2011. С. 181). Переход еп. Мануила в Ацкури произошел предположительно в период с 1538 по 1545 г. (Гаприндашвили. 2015. С. 228).
Есть мнение, что в Никорцминде церковная кафедра была основана в древности, позже упразднена, однако источники, свидетельствующие об этом, не сохранились (Какабадзе. 1922. С. 29; Метревели. 2013. С. 63). Исп. Амвросий (Хелая) ссылался на сведения историка XIX в. П. Иоселиани о том, что из 2 епархий в Лихт-Имерети, основанных в V в. царем Картли св. Вахтангом Горгасали, одной была Н. е. (Амвросий (Хелая). 2011. С. 175). Однако следует отметить, что в соч. Иоселиани «Краткая история Грузинской Церкви» в списке епархий, основанных или восстановленных царем св. Вахтангом, Н. е. не упоминается; возможно, произошла путаница с названиями Н. е. и Ниноцминдской епархии (Иоселиани. 1843. С. 36).
Царь Имерети Баграт III и царица Елена с основанием Н. е. «пожелали вспомоществовать и усердствовали, и приложили руку к восстановлению ослабленного монастыря Никорцминда, и основали церковь» (Какабадзе. 1912. С. 6). Кафедра была размещена в кафоликоне во имя свт. Николая, построенном царем единой Грузии Багратом III (978-1014) в 1010-1014 гг. (Бердзенишвили. 1979. С. 21-22), поэтому в источниках правящих архиереев называли также николаосцминдели (Николаосцминдскими). Архиерейский дворец был выстроен на территории мон-ря близ кафоликона. По словам нем. путешественника И. А. Гюльденштедта, побывавшего в Грузии в 1771-1772 гг., мон-рь «расположен на вершине каменистой горы... У него есть крестовая церковь, выстроенная из тесаных камней, длиной 20 шагов и шириной - 15. Жилище епископа построено из дерева. Однако оно является, наверно, самым величественным и правильным строением в Имерети. Его длина 35 шагов, а ширина 25 шагов» (Гюльденштедт. 1962. С. 131). Также на территории мон-ря действовало небольшое учебное заведение, к-рым руководил еп. Никорцминдский Софроний (Цулукидзе; 1793-1842). С его именем связано и основание типографии в дер. Цеси, входящей в состав Н. е.
Н. е. являлась духовным и культурным центром региона, владела большими территориями, имела крепостных крестьян. В Никорцминде хранилось множество ценных икон и предметов церковной утвари, имелись образцы груз. чеканного искусства, ценные рукописи (Берадзе. 2004. С. 14). Никорцминдские архиереи заботились об увеличении земельных владений и укреплении Н. е.
Известны имена 16 архиереев, управлявших епархией до ее упразднения в 1822 г. После того как Баграт III присоединил к Грузии отколовшуюся до этого южногруз. историческую провинцию Самцхе, он поставил преданного ему еп. Мануила на главную Самцхийскую кафедру - Ацкурскую (между 1538 и 1545), а его преемником на Никорцминдской кафедре сделал еп. Иоакима, о к-ром известно, что он принимал участие в созванном по инициативе Баграта III в 50-х гг. XVI в. церковном Соборе (Вахушти Багратиони. 1973. С. 824). В грамоте пожертвований за 1559 г. упоминается никорцминдели Давид (Сакварелидзе). Какабадзе датировал грамоту 1659 г. и отождествил упомянутого в ней еп. Давида с митр. Никорцминдским Давидом, к-рый встречался с рус. послами дьяком А. Иевлевым и стольником Н. Толочановым и имя к-рого приводится в письме 1669 г. царя Имерети Баграта IV рус. царю Алексею Михайловичу (Какабадзе. 1912. С. 63). Ок. 1565 г. никорцминдели стал еп. Мелхиседек (Сакварелидзе), известный как строитель мон-ря Челиши, сведения о чем сохранились в лапидарной надписи на сев. части зап. стены кафоликона мон-ря Никорцминда. Очевидно, до этого он был 1-м Гелатским епископом при царе Георгии II (1565-1583), переведен на Никорцминдскую кафедру. Еп. Амвросий (Бакрадзе) дважды был никорцминдели: в нач. 60-х гг. XVI в. (очевидно, в конце царствования Баграта III) и после кончины Георгия II, при его сыне царе Леване (1583-1590). Никорцминдели Николай упомянут в грамоте пожертвований Никорцминде кн. Отара Иашвили, составленной при царе Имерети Георгии III (1604-1639). С 30-х гг. XVIII в. кафедрой управлял еп. Симеон (Чхетидзе), упомянутый в грамоте пожертвований Георгия III за 1637 г. (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 452). О нем также известно, что он был братом Сехнии Чхеидзе, министра Имеретинского двора, и после Никорцминдской занял в 1639 г. Хонскую кафедру. Еп. Гедеон (Лорткипанидзе), управлявший епархией с 1660 г., упомянут в грамоте пожертвований царя Имерети Баграта IV (ЦГИАГ. Ф. 1448. Д. 2143). В 40-х гг. XVII в. Никорцминдскую кафедру в течение короткого времени возглавлял внук Г. Саакадзе еп. Иосиф (Саакадзе), позже ставший митрополитом Тбилисским, известный церковный писатель, автор исторической поэмы «Дидмоуравиани». В 50-х г. XVII в. никорцминдели стал митр. Давид, сведения о к-ром сохранились в статейных списках российских послов Иевлева и Толочанова: митр. Давид сопровождал их из Рачи до Кутаиси и присутствовал вместе с ними на приеме у царя Имерети Александра III. Толочанов упоминает о Давиде как об архиепископе (Толочанов. 1970. С. 98). Приблизительно в 70-80-х гг. XVII в. кафедру занимал еп. Арсений. Иоселиани называет его «богословом и философом, толкователем Священного Писания». По сведениям ученого, «чистота помыслов, простота в обращении и святость снискали жизни его название ангельской» (Иоселиани. 1843. С. 130). После еп. Арсения кафедру занял Симеон (Цулукидзе), брат известного рачинского феодала Мераба Цулукидзе. Еп. Симеон в кон. 80-х гг. XVII в. пожертвовал мон-рю Мтис крестьянина Двали с его землей в с. Шавра. Со 2-й пол. XVIII в. Н. е. управлял митр. Герман (Цулукидзе), к-рый до этого был католикосом-патриархом Зап. Грузии (Абхазским). Никорцминдели Сильвестр (Гогоберидзе) вместе с Кутаисским митр. Максимом упомянуты в одной из грамот царя Имерети Соломона I (Какабадзе. 1912. С. 47). Благодаря еп. Сильвестру была восстановлена хранившаяся в храме Никорцминда рукопись - 2-е Житие свт. Николая Мирликийского (Амвросий (Хелая). 2011. С. 193).
Еп. Софроний (Цулукидзе), близкий родственник митр. Германа (Цулукидзе), был последним никорцминдели. При нем произошло упразднение Мцхетского (Восточногрузинского) (1811) и Абхазского (Западногрузинского) (1814) Католикосатов ГПЦ, эти территории были введены в юрисдикцию РПЦ в качестве Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви. В Зап. Грузии процесс реформирования Церкви был более болезненным, чем в Восточной: в 1819-1920 гг. вспыхнул т. н. церковный бунт, восстание возглавили митр. Кутаисский сщмч. Досифей (Церетели), митр. Гелатский сщмч. Евфимий (Шервашидзе), еп. Хонский Антоний (Чиджавадзе). Священномученики Досифей и Евфимий погибли, еп. Антония отстранили от управления епархией. В состав Имеретинской епархии, включавшей территории Имерети и Рачи, были включены территории Кутаисской, Гелатской, Хонской епархий и Н. е. Еп. Софроний принял сторону российских властей, что было ими оценено. После подавления восстания 19 нояб. 1821 г. он был официально утвержден архиеп. Имеретинским, хотя фактически управлял Имеретинской епархией с кон. марта 1820 г. (Описание груз. рукописей: А. 1954. С. 390).
В связи с провозглашением автокефалии ГПЦ в 1917 г. в числе др. епархий была восстановлена и Н. е. Согласно Положению об управлении Грузинской Церковью, принятому на 1-м Поместном Соборе ГПЦ (9-17 сент. 1917), в состав территории Н. е. вошел Рачинский у. (Онский и Амбролаурский районы), кафедрой стал храм Никорцминда, резиденцией архиерея - г. Они. Однако архиерей на Никорцминдскую кафедру назначен не был, окормление епархией было поручено митр. Кутаисскому и Гаенатскому Антонию(Гиоргадзе; до 1918). До кон. 70-х гг. XX в. Н. е. окормляли либо Кутаисско-Гаенатские архиереи, либо католикосы-патриархи всей Грузии. После советизации Грузии в 1921 г. антирелиг. кампания развернулась по всей стране; к апр. 1923 г. в Раче было закрыто 117 церквей, к 1937 г. почти 80 священнослужителей были репрессированы или лишены сана.
В июле 1978 г. иером. Шио (Авалишвили) был хиротонисан во епископа с титулом «Ацкурский и Никорцминдский»; одновременно он получил должность викария католикоса-патриарха всей Грузии; в дек. того же года был возведен в сан архиепископа и переведен на Кутаисскую кафедру. В апр. 1979 г. было возобновлено богослужение в храме Никорцминда, нек-рое время этот храм оставался единственным действующим в епархии, настоятелем был назначен священник кутаисского храма во имя святых Петра и Павла Александр Катамадзе. В мае того же года он был переведен в Тбилисский Сиони и получил сан протоиерея. 10 авг. прот. Александр принял постриг с именем Амвросий, 11 авг. возведен в сан архимандрита, 13 авг. был хиротонисан во епископа и назначен на Никорцминдскую кафедру. Одновременно он окормлял и Аргветскую епархию. В 1980 г. еп. Амвросий был переведен на Ахалцихскую и Самцхе-Джавахетскую кафедру, в 1981 г. вновь занял Никорцминдскую. В 1990 г. Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II (Гудушаури-Шиолашвили) возвел еп. Амвросия в сан архиепископа. После распада Советского Союза архиеп. Амвросий активно участвовал в политических событиях, происходивших в Грузии, во время гражданской войны 1991-1992 гг. поддерживал президента Грузии З. Гамсахурдию и вместе с ним эмигрировал в г. Грозный. До 2005 г. находился в России, ушел в раскол. По постановлению Синода ГПЦ от 12 мая 1992 г. за самовольное оставление епархии и противоцерковные действия был снят с кафедры и запрещен в служении, в 1998 г. Синод ГПЦ лишил его священного сана. Весной 2005 г. он вернулся в Грузию, принес чин покаяния, был принят в юрисдикцию ГПЦ в качестве монаха и определен в мон-рь Шиомгвиме, где скончался 1 дек. 2008 г.
В мае 1992 г. Никорцминдским епископом стал Давид (Махарадзе; в дек. 1992 был переведен на Бодбийскую кафедру), затем - Авраам (Гармелиа). В июле 1993 г. еп. Авраам был назначен ректором Тбилисских ДА и ДС, в 1995-2000 гг. возглавлял отдел Иностранных связей ГПЦ, в 1996 г. переведен на Гурджаанско-Сагареджойскую кафедру. 14 марта 1996 г. Синод ГПЦ назначил на Никорцминдскую кафедру настоятеля тбилисского храма Метехи прот. Елисея Джохадзе. После принятия пострига (17 марта) он был хиротонисан. При нем была предпринята реставрация многих церквей: Мравалдзали, Земо-Крихи, Квирикецминда, Патара-Они, Никорцминда и др. В 2012 г. при храме Баракони был открыт жен. мон-рь во имя вмц. Варвары (муниципалитет Амбролаури). В Н. е. стала выходить церковная периодика: ж. «Орнати» и газ. «Никорцминда». В 2000 г. еп. Елисей был возведен в сан архиепископа, в 2008 г.- митрополита. 25 дек. 2007 г. был награжден орденом св. Георгия 1-й степени. С 1 июня 2015 г. Н. е. возглавляет еп. Вахтанг (Лапартелиани). В настоящее время в Н. е. 85 храмов, действуют мон-ри во имя вмч. Георгия в с. Уцера, во имя св. Нины в с. Агара; в штате 22 священнослужителя.
епископы Мануил (Чхетидзе; 1534 - между 1538 и 1545), Иоаким (2-я пол. 40-х - 50-е гг. XVI в.), Давид (Сакварелидзе; ок. 1559), Амвросий (Бакрадзе; нач. 60-х гг. XVI в., 1573-1590), Мелхиседек (Сакварелидзе; 1565-1573), Николай (кон. XVI в.- 20-е гг. XVII в.), Симеон (Чхетидзе; нач. 30-х гг. XVII в.- 1639), Иосиф (Саакадзе; 40-е гг. XVII в.), митр. Давид (1639 - нач. 50-х гг. XVII в., 1666/67 - нач. 70-х гг. XVII в.), епископы Симеон (Джапаридзе; 2-я пол. 50-х гг. XVII в.- 1660), Гедеон (Лорткипанидзе; 1660-1666/67), Арсений (70-80-е гг. XVII в.), Симеон (Цулукидзе; 80-е гг. XVII в.- 20-е гг. XVIII в.), Герман (Цулукидзе; 50-е гг. XVIII в.- 1771, 80-е гг. XVIII в.- 1793), Сильвестр (Гогоберидзе; 1771 - кон. 70-х гг. XVIII в.), Софроний (Цулукидзе; 1793-1821; еп. Имеретинский в 1821-1842), Шио (Авалишвили; июль-дек. 1978), Амвросий (Катамадзе; авг. 1979 - март 1980, июнь 1981 - май 1992; с 1990 - архиепископ), Христофор (Цамалаидзе; март 1980 - март 1981), Анания(Джапаридзе; март - июнь 1981), Давид (Махарадзе; май - дек. 1992), Авраам (Гармелиа; дек. 1992 - март 1996), Елисей (Джохадзе; март 1996 - март 2015, с 2000 архиепископ, с 2008 митрополит), Вахтанг (Лапартелиани; с 1 июня 2015).
В Н. е. действовали 3 мон-ря: Челиши, Схвава (Велткеви) и Сори, а также много церквей, причем одни из них были воздвигнуты до образования Н. е., другие - после. В отчетах Иевлева и Толочанова и в работах груз. исследователей, изучавших памятники в XIX - нач. XX в., сохранились интересные описания церквей Н. е. и находившихся там святынь.
(в 2 км от Амбролаури) была построена в посл. четв. X в. Это довольно высокое здание зального типа с более низкой сильно выступающей алтарной апсидой и портиком с юж. стороны, пристроенным во 2-й трети XI в. рачинскими эриставами. Церковь богато орнаментирована, своеобразная техника декора позволяет говорить о местной, рачинской школе груз. пластики. Интерьер был расписан трижды: в посл. четв. X в. (алтарная апсида, пилоны триумфальной арки, пилястры); в сер. XI в. по заказу феодалов Вачиани, Шога и др. (все стены полностью); в XIII-XIV вв. роспись поновлял силами жителей села (возможно, при некотором содействии местных властей) художник местного происхождения Чубинидзе. Церковь упоминается в статейном списке Иевлева, когда он описывает, как 10 июня 1651 г. он и Толочанов «поехали в царево Александрово (т. е. царя Имерети Александра III.- Авт.) село и стояли на дворе Александра царя». На площади «у двора» находилась каменная ц. во имя св. Иоанна Предтечи, а напротив, «за рекою за Крихулом (т. е. в с. Земо-Крихи.- Авт.), на горе церковь каменная, добре причюдна, во имя архангила Михаила. А в церквах образы окладные; лица, и ризы, и по поле чеканены святые на серебре, и позолочены. А венцы у местних образов золотые, навожены мусиею» (Иевлев. 1969. С. 34). В 1884 г. храм был расширен за счет зап. портика. Эпиграфику храма изучал в 1928 г. С. Какабадзе, в 1930 г. памятник посетил и описал Г. Бочоридзе. В 30-х гг. XX в. все фрески были фотографически зафиксированы акад. Ш. Я. Амиранашвили, в 1948 г. часть росписей скопировала худож. Т. С. Шевякова. В 40-х гг. XX в. церковь исследовал и посвятил ей монографическое исследование В. Г. Цинцадзе. Роспись храма в 1943, 1949 и 1958 гг. фундаментально изучала Т. Вирсаладзе, описавшая ее в одном из своих трудов. Церковь сильно пострадала во время землетрясения 1991 г.; погибла большая часть живописи.
Роспись церкви - один из лучших образцов груз. средневек. монументальной живописи. Фрески покрывают все стены интерьера, за исключением зап. стены, где они утрачены, очевидно, после расширения здания. Роспись выполнена в технике секко, изображения сопровождают грузинские надписи асомтаврули и нусхахуцури. В алтаре роспись занимает 2 регистра: Деисус представлен в конхе апсиды, архангелы Михаил и Гавриил - в своде вимы, святительский ряд - на стенах апсиды (по 3 фигуры справа и слева от окна, святители держат в руках закрытые украшенные драгоценными камнями Евангелия; в этом ряду представлены Кирилл Александрийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Николай Чудотворец), фигуры 2 диаконов - в сев. окне и фигуры 2 столпников - в южном. В своде и на стенах центральной части храма роспись расположена в 3 регистра: 2 верхних отведены под праздничный цикл, в нижнем помещены изображения отдельных святых и ктиторов (на юж. стене фигуры святых занимают также 2-й регистр, а в нижнем находится одна из праздничных сцен). Богато представлены декоративные мотивы.
Исследователи смогли изучить 9 сцен праздников и состоящий из 4 человек ктиторский ряд на сев. стене. Праздничный цикл читается в хронологической последовательности слева направо и винтообразно огибает помещение от верхнего регистра к среднему. Роспись открывается сценами в верхнем регистре: «Благовещение Господне» (люнет вост. стены), «Рождество Христово» (юж. склон короба), далее - «Преображение Господне», «Крещение Господне» (зап. доля сев. склона короба), находит продолжение во 2-м регистре: «Воскрешение Лазаря» (вост. стена) и в нижнем: «Вход Господень в Иерусалим» (вост. стена), поднимается на уровень 2-го регистра: «Распятие Господне» (зап. часть сев. стены), «Сошествие во ад» (вост. часть зап. стены) и завершается в верхнем регистре, где помещена сцена «Вознесение Господне» (вост. часть сев. склона короба). В росписи не хватает композиций «Сретение Господне», «Сошествие Св. Духа», «Успение Пресв. Богородицы» - очевидно, именно они помещались на зап. стене. Роспись церкви в с. Земо-Крихи не подвергалась закопчению, красочный слой сохранился хорошо. Колорит отличается теплотой и насыщенностью, мягкостью и глубиной тона. Иконографическая программа имеет ближайшие аналогии в грузинских росписях XI-XII вв. и особенна близка к росписи 2 церквей Сванети - Ипрари (1096 г.) и Цвирми (XII в.) (Вирсаладзе. 2007).
Из святынь земо-крихской церкви сохранилась икона арх. Михаила (Кут. 1882; 91×72 см), окованная серебром. Образ сильно поврежден: разбит, наполовину сожжен, часть серебряных пластин и драгоценных камней утрачена. Над головой архангела помещена груз. пояснительная надпись: «Архангел Михаил». Также известны происходившие из церкви чеканная на серебре икона Божией Матери с Младенцем (Кут. 1883; 27×23 см; сильно повреждена) и 2 иконы вмч. Георгия, поражающего дракона (Кут. 1884, 1885, 1712 г.; свинец, 14,5×9 см). Иконы снабжены греч. и арм. надписями (Бочоридзе. 1994. 157-165).
Упоминаемая Иевлевым царская резиденция - это, возможно, Шаори (ныне - урочище на берегу Шаорского водохранилища); однако следы церковной архитектуры там не обнаружены. Другая царская резиденция располагалась в Амбролаури, где находились царский дворец и придворная ц. во имя Пресв. Богородицы, воздвигнутая царем Имерети Георгием III. Впосл. церковь перешла в собственность князей Мачабели и служила их усыпальницей - перед алтарем сохранилась надгробная плита кн. Иесе Мачабели († 1845). В советское время дворец и церковь были разрушены (1925). Из церковных древностей сохранилась икона Божией Матери (Кут. 1886; 26,5×20 см) в сребропозлащенном окладе, украшенная 62 драгоценными камнями и жемчугом (частично утрачены). Дарственная надпись внизу иконы гласит, что она была заказана и преподнесена «Амбролаурской Богоматери» архиеп. Никорцминдским Симеоном (Джапаридзе) (Brosset. 1851. P. 61-62; Бочоридзе. 1994. 137-142).
Иевлев описал также одну из архиерейских резиденций архиеп. Симеона, расположенную «за Крехулою, под горами, на реке на Риони», рядом с к-рой была возведена ц. во имя арх. Михаила: в ней «по правую сторону царских дверей стоит жезл, обложен серебром в чекан, о трех яблоках. Наверху жезла ковчег серебрен, позолочен; на нем вычеканено по сторонам Спасов образ, и Богородица, и Предтеча, и страстотерпцы Димитрей и Георгий. А поверх ковчега крест золот; на нем распятие Господне, и украшен камением и жемчюгом. А в ковчеге... мощи апостола Андрея, часть от руки, да мученика Еустафия, от главы, да праведного Евдокима. А куда архиепископ поедет, и тот жезл с ковчегом возят перед ним. Да в той же церкве, на левой стороне, образ Пречисты Богородицы Умиление; обложен золотом и украшен камением, яхонты червчатыми и лазоревыми. Да у того же образа... часть Гроба Господня вделана в стороне» (Иевлев. 1969. С. 34). Точное местоположение церкви неизвестно - одни исследователи полагают, что она находилась в Амбролаури (Г. Бочоридзе), другие - в Сакеции (Т. Берадзе).
Часть церквей в Н. е. была воздвигнута местными князьями. Так, в XVI в. князья Лашхишвили построили в Бугеули однонефную церковь, прямоугольную в плане; входы - с запада и юга, одно окно пробито в алтаре. Ширина восточного и западного фасадов превышает высоту церкви (до фронтона); такое соотношение характерно для церковной архитектуры Грузии XVI-XVIII вв. При строительстве использовался чисто тесанный камень, однако размеры квадров разные, а строительный ряд смешанный: большие квадры использованы как в нижнем, так и в верхних рядах. Окно и входы украшены резным орнаментом, на карнизе декор отсутствует. Интерьер почти полностью расписан. На юж. части арки сохранилось изображение св. Нины, а на сев. и юж. стенах помещены ктиторские портреты Лашхишвили (Беридзе. 1994. С. 206-207).
Роду Лашхишвили принадлежала также церковь Микарцминда (от груз. «святой Михаил») во имя арх. Михаила (XI в.) - один из лучших образцов базилики в Раче. В XIX в. эта 3-нефная базилика была переделана в зальную церковь; столбы, отделяющие центральный неф от боковых, были снесены; фасад, выложенный из тесаного камня, оштукатурен и побелен. К нач. XX в. в Микарцминде хранился деревянный крест (Кут. 1872; 44,2×23,2 см), окованный серебром, с чеканными изображениями 4 архангелов и вмч. Георгия на лицевой стороне и украшенный 3 драгоценными камнями (к 20-м гг. XX в. 2 камня были утрачены). На кресте была сделана дарственная надпись, в которой упомянуты «царь царей Георгий» (царь Имерети Георгий II), царевич Леван (позже царь Имерети), кн. Пешанги Лашхишвили и его супруга кнг. Улунпия. Также в это время в церкви находились сребропозлащенные икона Божией Матери с Младенцем (Кут. 1873, XVI в.; 34,2×24 см; украшена 3 драгоценными камнями и 2 жемчужинами) и 2 иконы Спасителя (Кут. 1875, XVII в.; 29×20,7 см и Кут. 1876, XVI-XVII вв.; 26,2×21,5 см). Все 3 святыни были снабжены дарственными надписями представителей рода Лашхишвили. Также следует отметить: кованую на серебряных пластинах икону св. Архангелов, на оборотной стороне которой находилась надпись кн. Пешанги Лашхишвили; икону арх. Михаила и Божией Матери (Кут. 1874, XVII-XVIII вв.; 26,2×20 см) с пояснительными и дарственными надписями. Возможно, из той же церкви происходил сребропозлащенный энколпион (XVIII в.; 5,5×5×1), на лицевой стороне к-рого вычеканена икона Божией Матери с Младенцем, украшенная драгоценными камнями (2 средних, 3 мелких), с монограммой чеканщика златоваятеля: ათ ჩა. В энколпионе хранились частицы мощей святых. В 20-х гг. XX в. энколпион находился в семье жителя с. Микарцминда И. М. Цулукидзе; дальнейшая судьба святыни неизвестна.
Исп. Амвросий (Хелая) в своем соч. «Путешествие по Рача-Лечхуми» упоминает рукопись, принадлежавшую этой церкви. Это был дефектный манускрипт (145 л.; отсутствовали начальные 99 листов и переплет), содержавший Типик груз. Иверского монастыря на Афоне; Житие прп. Георгия Святогорца; Житие Петра Ивера; гомилию свт. Иоанна Златоуста «О Втором пришествии»; Покаянный канон; сочинение Арсения Сапарского «О разделении Грузии и Армении». В колофонах к рукописи сохранились сведения о переписчиках: Амвросии (посланник атабега Самцхе Мзечабука Джакели († 1516) на Афон) и Димитрии (Амвросий (Хелая). 2011. С. 401-406; Такаишвили. 1963. С. 67-70; Бочоридзе. 1994. С. 72-74, 128-130).
Строительством церквей занимались и князья Цулукидзе. Церковь во имя Спасителя в Хотеви (ок. 8×5 м), согласно строительной надписи над зап. входом, была возведена кн. Мерабом I Цулукидзе в короникон 364 (т. е. в 1676 г.) и покрыта росписью; князь также внес в церковь в качестве дара иконы, кресты и книги. Церковь была разрушена в 1924 г. Надпись над юж. входом представляла собой 16-строчную оду (каждая строка содержала 16 слогов), посвященную деяниям кн. Мераба I. В нижнем ряду сев. и юж. стен церкви находились портреты ктиторов, около алтарной преграды был изображен некий Николай Донадзе. Над этими фигурами была помещена строительная надпись кн. Мераба I, аналогичная надписи на фасаде. В церкви хранилась икона Божией Матери с Младенцем (24×17 см), лицевая сторона была окована серебром и украшена 10 драгоценными камнями. На полях по бокам помещались изображения заказчиков - Ломкаца Церетели и его супруги Елены (по другим источникам неизвестны), на верхнем поле - изображения Спасителя, архангелов (под Спасителем) и поясные фигуры святых, на нижнем - дарственная надпись заказчиков, выполненная письмом мхедрули. В новой церкви в Хотеви (2-я пол. XIX в.) хранились 2 иконы св. Архангелов: кованная серебром (10×7,4 см) с надписью мхедрули Утрут и Меденты на оборотной стороне; сребропозлащенная (11×9 см) без надписи.
Сохранилось неск. рукописей из хотевской церкви. Триодь (НЦРГ. H 1718, XIII в.; 23×17,5 см; 189 л.; дефектна) в кожаном переплете на деревянной основе с тиснением была выполнена на пергамене письмом нусхури, начальные буквы - письмом асомтаврули с применением киновари. В колофоне (нусхури) на л. 162 об. указано, что рукопись подарил церкви канделаки (ключарь) Гавриил. В более поздних приписках упомянуты некий Насхида, свящ. Иоанн, свящ. Гавриил (Л. 115 об.- 116 об.), генатели (Гелатский архиерей) Николай (либо Николай (Лорткипанидзе; 1683-1691)), либо другой архиерей с этим именем, управлявший епархией в 1701-1720 гг.) (Л. 170 об.- 171). Некоторое время владельцем Триоди, согласно одной из приписок, был житель Хотеви Михаил Чичинадзе. Большой Требник (НЦРГ. H 1719, 1667 г.; 24,5×20 см; 298 л.; без переплета; дефектен) был выполнен на бумаге письмом нусхури (начальные буквы асомтаврули, с применением киновари); рукопись переписана по заказу еп. Цаленджихского Илариона свящ. Гавриилом Бокучавой в мон-ре Цаленджиха (Л. 298-298 об.). Неизвестно точно, как она попала в Хотеви. Требник (НЦРГ. H 1720, XVIII в.; 22×16 см; 137 л.; дефектен) в кожаном на деревянной основе с тиснением переплете был выполнен на бумаге письмом нусхури (начальные буквы асомтаврули, с применением киновари) переписчиком Свимоном Кучашвили (Л. 21 об., 112). Часослов (НЦРГ. H 1715, XVIII в.; 15,8×12,5 см; 367 л.; имеет сильные повреждениями после л. 226) в кожаном на деревянной основе с тиснением переплете был также выполнен на бумаге письмом нусхури (начальные буквы асомтаврули, с применением киновари). Минея (XVII-XVIII вв.; 1221 л.) была выполнена на бумаге письмом нусхури и имела многочисленные колофоны. Из них известно, что составление Минеи началось во 2-й пол. XVII в. при активной поддержке Анны Чиджавадзе, супруги кн. Мераба I (Л. 223 об., 495 об.); на л. 366 упомянут ее современник, митр. Гелатский Давид (Немсадзе; ок. 1673). Известны имена переписчиков: Николай (Л. 164 об., 326 об.), Зебеде (Л. 328 об.), Асатиани (Л. 366), Феодор (Л. 593 об.), священник Махаробели (Л. 986 об.), архидиак. Давид (Л. 1086). Переписывание рукописи и переплет были закончены в 1736 г.; заказчик, рачинский кн. Мераб II Цулукидзе, преподнес ее в дар «Хотевскому Спасу» (Л. 1096 об., 1216 об.). В самом конце книги стоит приписка о том, что Минею заново переплел иером. Симеон в 1862 г.- очевидно, он подвизался в мон-ре Саирме, поскольку указал на переплете: «Это Священное Писание принадлежит монастырю Саирме». В 1902-1903 гг. исп. Амвросий (Хелая) видел Минею в церкви в Хотеви, в 1913 г. груз. историк прав. Евфимий Такаишвили обнаружил ее в мон-ре Мартвили (Brosset. 1851. P. 59-61; Описание рукописей. 1950. С. 148-149, 151-154; Такаишвили. 1963. С. 39-43, 47-48; Бочоридзе. 1994. С. 142-145; Амвросий (Хелая). 2011. С. 206-221).
Кн. Мераб I Цулукидзе выстроил или обновил церковь во имя вмч. Георгия в Тлуги. Она представляла собой однонефную базилику, выложенную из тесаного камня и частично травертина. В интерьере сев. стена и часть алтаря были расписаны: библейские сцены и изображения святых сопровождались пояснительными надписями на грузинском и частично на греческом языках. На сев. стене в 3-м ряду были изображены ктиторы кн. Мераб I и его супруга кнг. Аника с моделью церкви в руках, над церковью - Спаситель, благословляющий храм обеими руками. Между супругами были помещены их сыновья Гиорги и Кайхосро. Престол был украшен декором. В XIX в. церковь в зап. части была расширена, воздвигнута колокольня; в 1924-1925 гг. церковь частично разрушена, в 1927 г. руинирована (Бочоридзе. 1994. С. 147-149).
В нач. XX в. в ц. во имя вмч. Георгия в Агаре хранилось неск. святынь, описанных груз. исследователями. Главной святыней храма являлась сребропозлащенная икона вмч. Георгия (Кут. 1926, XI в. (?); 126×72 см), на к-рой святой изображен в полный рост в образе воина; правая рука прижата к груди, в ней находится меч, левая рука опущена и держит ножны, за спиной святого виден щит. Из 55 драгоценных камней, когда-то украшавших нимб святого и боковые поля, по подсчетам исп. Амвросия (Хелаи) и прав. Евфимия Такаишвили, сохранились 9. На боковых полях были вычеканены позолоченные фигуры Пресв. Богородицы и 13 святых, в т. ч. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, свт. Николая, прор. Иоанна Предтечи, апостола и евангелиста Марка и др. с пояснительными надписями. Икона была поновлена в XVI-XVIII вв., о чем свидетельствует 5-строчная надпись свящ. Саввы Евнукидзе на нижнем поле. Согласно легенде, царь Грузии Баграт III, строитель Никорцминды, подарил эту икону некоему мусульманину; тот крестился с именем Георгий и считается родоначальником рода Момцемлидзе из с. Агара. Вначале Георгий отнес икону в мон-рь Мтис на горе Св. Георгия; позже ее перенесли в с. Агара. До нач. XX в. существовал обычай, согласно к-рому во время засухи жители Агары несли икону вмч. Георгия на гору Св. Георгия к развалинам мон-ря и там молились о ниспослании дождя. В 1923-1924 гг. икона была разбита на части; удалось спасти только неск. фрагментов. В церкви хранилась также утварь, пожертвованная кн. Мерабом I: оловянный крестик, серебряные лжица, звездица и 2 дискоса; на них сохранились дарственные надписи. Особый интерес вызывала пространная надпись на дискосе, повествовавшая о деяниях кн. Мераба I (вся утварь утрачена) (Такаишвили. 1963. С. 41-44; Бочоридзе. 1994. С. 146; Амвросий (Хелая). 2011. С. 204-206).
(1753) представляет собой купольную церковь, посвященную Пресв. Богородице. Храм находится в с. Цеси, это одно из самых больших церковных строений своей эпохи (наряду с кафоликоном Никорцминды) не только в Раче, но и во всей Грузии. Церковь была построена Автандилом Шулаврели (имя архитектора высечено на вост. фасаде над окном) по заказу кн. Ростома Эристави, к-рый упомянут в надписях на западном, южном и северном фасадах. На зап. фасаде также упомянут брат Ростома, католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) Виссарион (Эристави; 1742-1769). Снаружи стены постройки богато украшены узорной резьбой по камню; на стенах выделяются орнаментальные кресты. В интерьере сохранился 6-ярусный иконостас. Качество строения неоднородное: облицовочные плиты хорошо тесанные, кладка ровная, входные арки аккуратно выведены, однако своды, связывающие столбы с зап. стеной, не параллельны друг другу; свод конхи, к-рый также является опорой для барабана, заметно искривлен, форма апсиды неточная. Храм практически лишен акустики. Характерно отсутствие фигурных рельефов и стрельчатых форм. Перед диаконником, в юж. рукаве, устроена гробница кн. Ростома Эристави.
Среди икон и крестов груз., рус., греч. работы, хранившихся в церкви, выделяется предалтарный деревянный крест (Кут. 2718, XV в.; 2,13×10,5 м), покрытый серебряными пластинами с чеканными изображениями Христа, Пресв. Богородицы, св. Иоанна Предтечи, а также сценами «Распятие Господне» и «Мученичество вмч. Георгия». На концах поперечной перекладины креста помещены поясные фигуры Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи. В нижней части изображен вмч. Георгий в рост с копьем и щитом в руках; фигура снабжена надписью: «წი გი» (св. Георгий). В самом низу письмом асомтаврули указано имя златоваятеля - Мамне. М. И. Броссе датировал крест XVII в., Бочоридзе - XII в.; однако Такаишвили доказал, что Мамне, мастер известного Садгерского (Чхарского) креста, работал во 2-й пол. XV в. (Brosset. 1851. P. 63-65; Такаишвили. 1949. С. 385-388; Он же. 1963. С. 39; Беридзе. 1994. С. 194-205; Бочоридзе. 1994. С. 171-177).